• О храме
    • Последние новости
    • Историческая справка
    • Святыни
    • Священномученик Зосима
      • Жизнь сщмч. Зосимы (Пепенина)
      • Крестильный домовый храм сщмч. Зосимы
      • Фотоальбом семьи сщмч. Зосимы
      • Фильм: 80 лет со дня мученической кончины сщмч. Зосимы
    • Клир
    • Интерьер
    • Внешний вид
    • Контакты
  • Богослужения
  • Жизнь прихода
  • Интерактив
    • Проповеди
      • Проповеди за 2019 год
      • Проповеди за 2018 год
      • Проповеди за 2017 год
      • Проповеди за 2016 год
      • Проповеди за 2015 год
      • Проповеди за 2014 год
      • Проповеди за 2013 год
      • Проповеди за 2012 год
      • Проповеди за 2011 год
      • Проповеди за 2010 год
      • Расшифрованные проповеди
    • Приходской листок
      • 2019
        • № 1 (45), 2019 Рождество Христово
        • № 2 (46), 2019 Великий пост
      • 2018
        • № 1 (40), 2018 Рождество Христово
        • № 2 (41), 2018 Великий пост
        • № 3 (42), 2018 Пасха
        • № 4 (43), 2018 Пятидесятница
        • № 5 (44), 2018 Рождество Пресвятой Богородицы
      • 2017
        • № 1 (34), 2017 Рождество Христово
        • № 2 (35), 2017 Великий пост
        • № 3 (36), 2017 Пасха
        • № 4 (37), 2017 День Святой Троицы. Пятидесятница
        • № 5 (38), 2017 Рождество Пресвятой Богородицы
        • № 6 (39), 2017 Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
      • 2016
        • № 1 (28), 2016 Великий пост
        • № 2 (29), 2016 Пасха Христова
        • № 3 (30), 2016 Пятидесятница
        • № 4 (31), 2016 Рождество Пресвятой Богородицы
        • № 5 (32), 2016 Собор Архистратига Михаила
      • 2007-2011
    • Фото
      • Фотолетопись на Google
      • Фотоальбом
    • Видео
      • Видеолетопись на Youtube
      • Видеофильмы
      • Фильм: 80 лет со дня мученической кончины сщмч. Зосимы
  • Воскресная школа
    • О школе
    • Для детей
    • Для взрослых
    • Документы
    • Мероприятия
    • Основы рисунка
    • Фото
Главная Главная » Священномученник Зосима Крылатский » Sv_Zosima_29
Sv_Zosima_29
 
Показать в оригинальном размере
След. След.  
1720 1720 1721 1721 1722 1722 1723 1723 1724 1724 1725 1725 1726 1726 1727 1727 1728 1728 1729 1729 1730 1730 1731 1731 1732 1732 1733 1733 1734 1734 1735 1735 1736 1736 1737 1737 1738 1738 1739 1739 1740 1740 1741 1741 1742 1742 1743 1743 1744 1744 1745 1745 1746 1746 1747 1747 1749 1749
  • Sv_Zosima_29
  • Sv_Zosima_1
  • Sv_Zosima_2
  • Sv_Zosima_3
  • Sv_Zosima_4
  • Sv_Zosima_5
  • Sv_Zosima_6
  • Sv_Zosima_7
  • Sv_Zosima_8
  • Sv_Zosima_9
  • Sv_Zosima_10
  • Sv_Zosima_11
  • Sv_Zosima_12
  • Sv_Zosima_13
  • Sv_Zosima_14
  • Sv_Zosima_15
  • Sv_Zosima_16
  • Sv_Zosima_17
  • Sv_Zosima_18
  • Sv_Zosima_19
  • Sv_Zosima_20
  • Sv_Zosima_21
  • Sv_Zosima_22
  • Sv_Zosima_23
  • Sv_Zosima_24
  • Sv_Zosima_25
  • Sv_Zosima_26
  • Sv_Zosima_27
  • Sv_Zosima_28
  • Sv_Zosima_30

Информация о фото

Описание

Икона священномученика Зосимы Крылатского (Пепенина)

 

На иконе святой Зосима изображен в священническом облачении. Центром иконы является крест на груди святого, он же напоминает нам о главном его подвиге – мученичестве. В руке священномученика – храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (место его последнего служения). Изображение храма, передавая современный его облик, одновременно символизирует две характерные особенности святости Зосимы. Высокая колокольня подчеркивает подвиг мученичества, а пятиглавая трапезная часть храма напоминает о святости его семейной жизни. Таким образом, святой предстает не только как мученик и покровитель Крылатского храма, но и как покровитель семьи. Эта мысль передается и в 18 клеймах иконы (порядок чтения с левого верхнего угла рядами).

 

1. Святый Зосима просвящен бысть святым крещением.

 

2. Святый Зосима Закону Божию поучается при храме. Житие святого Зосимы начинается с крещения в деревенском храме Вятской губернии и учения в церковно-приходской школе. Здесь мы видим родителей святого – простых крестьян. Первые два клейма иконы передают патриархальную сельскую жизнь XIX века, традиционную для того времени, обыденный, установившийся уклад, взломанный бурными событиями XX века. На первом клейме мы видим звонницу, возвещающую явление в мир святого. Красный цвет появляется уже в этом клейме, символизируя мученичество Зосимы. Во всех последующих клеймах иконы этот цвет будет сопутствовать изображению святого. Сам святой во всех клеймах (кроме последнего) изображен в белых одеждах, преображённый верой Христовой.

 

3. Святый Зосима пещеры копает и во уединении молится. Впечатлённый жизнью древних монахов, святой уходил в лес, рыл пещеры и уединялся для молитвы. Он изображён на фоне сосновых лесов Вятской губернии. Условный иконописный образ сосен создан на основе реалистичного полотна «Мачтовый лес в Вятской губернии» талантливого живописца И. И. Шишкина. Документальность изображения каждого клейма сочетается с символизмом иконы, где каждый предмет не случаен. Святой передан светлым пятном на фоне тёмной пещеры как проповедник веры Христовой среди мрака современного мира.

 

4. Святый Зосима труждается со отцем и братиями: сшивает шубы, тачает сапози. Святой уходит с отцом и братьями на заработок в город. В этом клейме показан излом истории России, приход алчного капитализма, города с его бездуховной жизнью (тёмные дома, множество труб, тяжёлых стен). Над святым – маленький красный купол храма (символ будущего мученичества), взгляд его устремлен в небо, фигура отражает тяготение мирской суетой, но в то же время смиренное послушание родителям. Это клеймо завершает начальный этап жизни святого, после чего он выбирает в противовес раздору мира духовный путь. Он уходит из отеческого дома в Сибирь, пешком добирается до далёкого Иркутска. Этот переход к другому этапу подчёркивается иконописными средствами (отгораживающая предыдущие клейма преграда, вертикальная стена дома, высокое дерево).

 

5. Святый Зосима из дому отеческаго изшед управи путь свой в Сибирь в монастырь и послушником пребысть ту. Путь Зосимы показан на иконе зелёным пятном деревьев, отделяющих его от города, верстовым столбом у его ног. Это же подчеркивает восходящая диагональ стены в правом нижнем углу предыдущего клейма, выступы которой напоминают череду шпал Восточно-Сибирской железной дороги. Над склонённой под благословение игумена фигурой Зосимы мы опять видим красный купол храма (символ будущего мученичества).

 

6. Святый Зосима в школе духовной обучается во Иркутске. Изображённое на клейме здание и ограда в правом нижнем углу клейма иконописными средствами, но достоверно передают внешний облик Иркутской духовной семинарии (с фотографии конца XIX века).

 

7. Венчание святаго Зосимы с девицею Александрою. В Иркутске св. Зосима в 1913 году женился на дочери известного иркутского протоиерея Михаила Чирцева – миссионера, просветителя якутов, изображённого в этом клейме иконы. Облик храма соответствует архитектуре иркутских храмов. На клейме момент таинства венчания, когда поется: «Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Эти слова и красная ткань над головой святого опять предвещают его мученичество. Два оранжевых купола и цветущее яблоневое дерево указывают на становление семьи, весну новой жизни. Александра Михайловна Чирцева стала верным другом и добрым помощником св. Зосимы на всю его жизнь.

 

8. Поставление святаго Зосимы во пресвитеры. Как и в предыдущих двух клеймах, здесь изображены характерные для Иркутска храмы. Шатёр над головой святого символизирует Благодать Святого Духа в священстве.

 

9. Пребывает в семье святаго Зосимы любовь и согласие. Клеймо напоминает старинную семейную фотографию. Фоном служит стена, как бы скрепляющая патриархальную крепость семьи и согласие между супругами. Их союз освящает Фёдоровская икона Божией Матери. Тёмные проёмы с красными занавесками в зданиях слева и справа передают образ тревожного метущегося мира, окружающего их. Это клеймо представляет нам образец православной семьи, икону семейной жизни.

 

10. Похищение святаго Зосимы роговцами. Время Гражданской войны. Банда роговцев, похитившая святого в 1920 году, была известна своей жестокостью. Клеймо построено на контрастах светлого и тёмного. Светлый образ святого окружают тёмные страшные лица разбойников, зловещий образ вороного коня. Разрыв с семьёй, стоящей в тёмном проеме дверей, подчёркивается чёрной трещиной в снежном покрове.

 

11. Заточение в темнице. Во узах сущи сшивает сапози. Клеймо посвящено аресту святого в 1922 году и его пребывание в Барнаульской тюрьме. И в заточении святой продолжал трудиться: шить сапоги. В 1923 году он был освобождён за примерную работу в тюремной сапожной мастерской.

 

12. Арест святаго Зосимы. Здесь изображен арест 1922 года вскоре после рождения сына. Младенец Серафим прожил недолго, батюшку отпустили только похоронить его. Святой на клейме изображен дважды. В темнице он держит в руках икону св. Серафима Саровского, молясь о новорожденном сыне. Фигура арестованного св. Зосимы, которого ведут солдаты, напоминает нам фигуру Спасителя по пути на Голгофу. Ступени лестницы представляют путь восхождения святого на его личную Голгофу. Причём солдат проходит мимо этой лестницы, а св. Зосима готовится ступить на неё.

 

13. Святый пребысть настоятелем храма Рождества Богородицы в Крылатском. Последнее назначение св. Зосимы в 1929 году в Москву в Крылатский храм. Святой здесь предстает пастырем Крылатского храма, отцом большой семьи прихожан. За храмом видны крылатские горы.

 

14. Явление святаго Николая Зосиме и предпоказание ареста. В Великую Пятницу 1935 года св. Зосима встретил старичка, предсказавшего ему арест. Позже в старичке он узнал святителя Николая. На клейме мы опять видим матушку Александру, она предчувствует новую скорбь. Разговор святителя Николая со св. Зосимой происходит на фоне Крылатского храма, на колокольне которого отсутствуют колокола (знамение скорого закрытия храма). Между святыми находится икона Распятия Христова, напоминающая нам о Великой Пятнице и предвещающая страдания святого.

 

15. Арест святаго Зосимы в Великую Субботу. Арест изображён тоже на фоне Крылатского храма. С предыдущего клейма спускается красная драпировка, возвещающая начало мученичества святого. Матушка Александра со всем семейством провожает св. Зосиму на крестный путь. Фигура святого, как и в двенадцатом клейме, напоминает нам иконописное изображение Спасителя, идущего на Голгофу. На переходе к следующему клейму красный проём арки, который представляет собой переход святого к последнему этапу его жизненного пути – мученичеству.

 

16. Заточение святаго Зосимы в темницу. Клеймо переносит нас в иное измерение времени и пространства – из многолюдной Москвы в Карагандинскую область, в другие реалии (колючая проволока, тюремная стена, решётки на окнах), далеко от близких святого, от его земных забот. Клеймо лаконично, передает внутреннее состояние св. Зосимы, оставшегося наедине с собой, сосредоточенно готовящегося к переходу в иной мир. Это и следующее клейма смотрятся светлым пятном в ряду житийных событий. Жизнь святого просветляется, конкретизируется, сосредотачивается на главном. Он словно в невесомости, здесь слышно дыхание вечности. Полоса тёмного позёма на этом клейме завершается, так же, как и жизненный путь святого.

 

17. Расстрел святаго Зосимы. Святой был расстрелян 2 ноября 1937 года в Карагандинской области. Группа расстреливающих его солдат предстаёт тёмным пятном на светлом фоне горок. Святой отделён от них чёрной дугой канавы, как перешедший в иной мир, живущий по другим законам, – святой благословляет своих мучителей.

 

18. Святый Зосима за нас на небесех пред Господем предстательствует. В этом клейме мы опять переносимся в другое место и в другое время. Действие происходит в Крылатском храме в наши дни. Люди молятся святому Зосиме о своих нуждах. Святой с небес благословляет верующий народ. Он покровитель Крылатского храма, мученик, молитвенник о семейном благополучии.

 

Автор — член Союза художников России, М. Е. Миронов.

Контактный тел.: 8 (495) 341-26-01, 8 (916) 511-26-48.