Роспись храма и иконостас

Творческий коллектив.
Художники:

Нужный Никита Владимирович - руководитель живописных работ

Богданова Таисия
Васильчук Светлана 
Вахабов Олег
Волконская Ирина
Григорьев Олег
Дегтярева Марина
Животков Сергей
Кириллов Михаил
Кокурина Ирина 
Коморницкая-Кузнецова Анна
Лазарев Дмитрий 
Литовкин Алексей
Мамчур Валерий
Монтаков Илья
Нужный Никита 
Охотин Константин
Пикулева Жанетта 
Полетаев Константин
Селиверстов Николай
Трофимов Дмитрий
Черепанов Александр

ПРОГРАММА РОСПИСИ

П ервоначальная масляная живопись в храме, выполненная мастерами круга Василия Васнецова в начале XX века, в советское время была полностью утрачена.

С 2003 года творческий коллектив художников во главе с Н.В. Нужным производит работы по восстановлению живописного убранства церкви. Расписан основной объем храма в технике акриловой темперы по штукатурке. Написаны иконы для четырехъярусного иконостаса храма в технике яичной темперы. В настоящее время идет работа над росписями в западной части храма и ведется подготовка к росписи алтаря.

П оскольку храм посвящен Рождеству Богородицы, центральное место в общей программе росписи  занимают богородичные сюжеты.

С труктурными и содержательными центрами росписи являются большие композиции  двунадесятых праздников в главном пространстве храма. Повествование о жизни Богоматери и Христа начинается на северной стене Рождеством Богоматери и завершается на южной стене  Успением Богоматери. На центральном своде изображено - Воскресение Христово и Сошествие во ад, на северном своде - Рождество Христово  и Благовещение, на южном своде - Крещение и Преображение. На восточной  стене над иконостасом написаны Богоматерь Всецарица (в северной части)    и Спас на престоле (в южной части). На центральном своде также помещены четыре евангелиста, обычно изображаемые в парусах.

В центральной части западной стены  изображена композиция Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница). По традиции XVII века в центре среди апостолов изображена Богоматерь. По сторонам от  Пятидесятницы выполнены композиции, посвященные прообразам Богоматери в Ветхом Завете –  София Премудрость Божия, Видение лествицы Иакову, Неопалимая Купина.

Б огоматерь как «истинный дом» Христа уподобляется образу Храма, вместившего Божественную Премудрость. Текст в книге Притчей Соломоновых «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (9:11) относят к пророчеству о воплощении Логоса. Иконография «Неопалимая Купина» связана с текстом книги Исход (3: 1-8), с образом объятой пламенем и не сгоравшей купины, невредимость которой соотнесена с Богородицей. Куст, из которого Бог говорил с Моисеем, символизирует Богородицу, родившую Бога Слово

В идение патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба» (Быт. 28:12), послужило прообразом Богородицы, воспевавшейся Церковью как «лествица небесная, ею же сниде Бог».

О собое место в системе росписи храма принадлежит композиции «Покров Богоматери», свидетельствующей о покровительстве и заступничестве Девы Марии за человеческий род. На цилиндрическом своде центрального притвора представлена большая многофигурная сцена, изображающая событие чудесного явления Богоматери во Влахернском храме в 910 году, во время осады Константинополя арабами. Фрагмент росписи храма Рождества Богородицы в Крылатском

С воды притворов отведены для  цикла композиций, иллюстрирующих Акафист, - одно из самых известных песнопений в честь Богоматери. Первое исполнение Акафиста предание относит к 7 августа 626 года - времени осады Константинополя персами и аварами, хотя основная его часть была составлена несколько раньше. Традиционно Акафист исполняется  в субботу пятой недели Великого поста (Праздник Похвалы Богоматери) и в праздник Благовещения. Это песнопение включает в себя 25 песен: 13 кондаков и 12 икосов, чередующихся между собой. Первая половина акафиста (икос 1 – кондак 7) посвящена изложению новозаветных событий, раскрывающих историю Боговоплощения (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово и Поклонение пастырей, Поклонение волхвов, Бегство в Египет и Сретение), а остальная часть текста – прославлению Христа и Богоматери.

С тарейшим сохранившимся циклом Акафиста в русской монументальной живописи являются иллюстрации этого песнопения в росписях Рождественского собора Ферапонтова монастыря, созданных Дионисием в 1502 году. Иконографическими образцами для выполнения росписи храме Рождества Богородицы в Крылатском послужили выдающиеся произведения древнерусской живописи XVI - XVII веков: циклы росписей представленные в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, Успенского собора Московского Кремля, собора Княгинина монастыря во Владимире и некоторых икон.

В северном притворе выполнены композиции, иллюстрирующие первую половины акафиста с 1 кондака по 6 икос. В южном притворе - композиции второй половины акафиста с 7 кондака по 12 икос. Последний 13 кондак акафиста «О Всепетая Мати...» располагается на западной стене центрального притвора. На стенах северного и южного притворов храма, ниже Акафиста, написана годовая минея. Минеи (святцы) представляют собой  изображения на каждый день всех месяцев года праздники и памяти святых имеющие постоянную календарную дату по старому стилю (юлианский календарь). Образцом послужила уникальная стенопись ярославского храма Иоанна Предтечи в Толчкове XVII века, где на северной и южной стенах  в нижней части изображены святцы.

В храме Рождества Богородицы в Крылатском ростовые фигуры святых располагаются в два ряда (на восточной стене в три): в северном притворе - с января по июнь, в южном - с июля по декабрь. Изображения росписи охватывают собой весь мир святости - на стенах притворов представлены святые разных чинов святости (пророки, апостолы, евангелисты, святители, мученики, князья, преподобные и др.), святые вселенской и русской церкви. Важным отличием от ярославского памятника является включение святых, прославленных в XX веке: новомучеников и исповедников Российских. За основу взяты портреты, фотографии и новые иконы святых. Одиночные и парные фигуры чередуются с групповыми изображениями и  композициями двунадесятых праздников. При выборе святых, празднуемых в один день, руководствовались значимостью и почитаемостью святого в России.

В правом притворе на северной стене в медальонах изображены четыре пророка свидетельствующие о Богоматери: Моисей, Иезекииль, Исайя, Иаков и тексты пророчеств Ис. 53. 4-7; 25. 9-11. В левом притворе на южной стене, также в медальонах, написаны преподобные творцы песнопений посвященных Богоматери: Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский, Роман Сладкопевец, Иосиф Песнописец. Арочные проемы  проходов из центрального пространства в притворы оформлены медальонами с полуфигурами святителей русских и вселенских.

Р осписи храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском  являются выдающимся вкладом в возрождение современного церковного искусства. Художниками-монументалистами,  стремящимся к высоте мастеров древнерусского искусства, найдена гармония художественного творчества и строгого канона.

Фрагмент эскиза «Минеи»

 

 

ПРОГРАММА ИКОНОСТАСА

 

О сновное пространства храма отделено от алтаря иконостасом. Проект иконостаса, опираясь на историческую традицию русского высокого иконостаса в период его окончательного формирования в XVII веке, создан в соответствии с конструктивными особенностями архитектуры интерьера. Иконостас состоит из четырех ярусов и завершается медальонами Страстей Христовых.   Порядок следования рядов, расстановка и сюжеты икон традиционны. Все изображения иконостаса имеют между собой тесную связь и направлены к выражению одной идеи Церкви.

В ажная роль в программе иконостаса отводится местному ряду, иконы которого предназначены для непосредственного молитвенного почитания. Образ Христа представлен в иконографии «Царь Царем» - поясное изображение Христа-царя в далматике и царском венце. Слева от Царских врат помещена местночтимая икона Богоматери Рудненской. Справа от иконы Спасителя по традиции помещен храмовый образ Рождества Богородицы. Также в местном ряду находятся особо почитаемые иконы: Иоанн Предтеча, Богоматерь Казанская с праздниками, святитель Николай Чудотворец – с левой стороны от Царских Врат,  Троица Ветхозаветная и Георгий Победоносец – с правой стороны. Иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского завершают местный ряд с севера и с юга. Иконостас

И зображения Царских Врат (Благовещение и четыре Евангелиста в медальонах) и двери в жертвенник и диаконник (архидиаконы Стефан и Филипп) традиционно олицетворяют вход в Царствие Небесное. Над Царскими вратами помещена Тайная Вечеря. Иконы праздничного ряда расположены в хронологическом порядке, начиная от северной стены храма, где помещено Рождество Пресвятой Богородицы и кончая южной стеной, где помещено Успение Пресвятой Богородицы. Общая идея этого ряда составляет первоначальная история Новозаветной Церкви, главнейшие представители и действующие лица которой – Христос, Богоматерь и апостолы – изображены в следующем Деисусном ряду.

Д еисусный или апостольский ряд символизирует молитвенное предстояние святых во главе с Богоматерью и Иоанном Предтечей перед Спасителем. Главная мысль апостольского Деисуса – просвещение Христом и апостолами всей Вселенной светом Божественного учения.

П ророческий ряд был принадлежностью полных и богатых иконостасов. В состав его входят изображения ветхозаветных пророков, как провозвестников воплощения Сына Божия от Пречистой Девы Марии. Первые места по сторонам Богоматери на троне традиционно принадлежит царям Давиду и Соломону. В иконостасе храма Рождества Богородицы пророческий ряд сокращен, что продиктовано архитектурной конструкцией храма.

С амый верхний страстной ряд состоит из пяти изображений в медальонах страданий и смерти Иисуса Христа. В соответствии с указаниями Московского собора 1666-1667 годов и традицией  завершает иконостас изображения Страстей Христовых и Крест.

Б елый фон архитектурной конструкции иконостаса украшен позолоченными  резными деталями: полуколоннами и декоративными обрамлениями образов. Общее звучание иконостаса пронизано пасхальной радостью, восхищением перед красотой всего, созданного Господом. В рукотворной роскоши иконостаса воплощены представления о неописуемо прекрасном мире Горнем.

Творческий коллектив. 
Искусствоведы:

Боброва Анна Борисовна
Гамлицкий Андрей Викторович
Пикалова Ирина Сергеевна
Смирнова Лариса Михайловна

Яркие  многофигурные композиции, в лучших традициях XVII века, представлены на необычном для стенописи золотом фоне – олицетворении Божественного света (есть примеры в критской живописи XIII - XIV веков и русской иконописи второй половины XVII века). Созданию росписей предшествовало изучение памятников византийского и древнерусского искусства. Иконографическими и стилистическими аналогиями для воссоздания стенописи храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском послужили росписи храмов Спаса на Сенях, Воскресения, Иоанна Богослова в Ростове Великом; Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле – Залесском; Ильи Пророка, Иоанна предтечи в Толчкове, Богоявления, Рождества Христова в Ярославле; собор Рождества Богородицы Савво-Сторожевского монастыря в Звенигороде; Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве и др.

В нижней части стен, по всему периметру храма – в два-три яруса представлен разнообразный многоцветный растительный орнамент. Откосы окон и обрамления дверных проемов оформлены виноградными лозами.