protSTishkun

протоиерей Сергий Тишкун

Разделявшая нас с Богом стена разрушена

«В сей день Христос в Вифлееме рождается от Девы, в сей день Безначальный начинается и Слово воплощается. Силы небесные радуются, и земля с людьми веселится…» (служба Рождества Христова, стихира на хвалитех).

Рождество Христово имеет величайшее значение не только для всего рода человеческого, но и для всего мироздания. Преподобный Иустин Попович говорит: «Воплощение Бога стало промыслительным во всей вселенной: для каждой личности, для каждого существа, для каждой твари». В этом историческом событии заложен глубочайший смысл, к духовному осознанию которого призван каждый христианин. Человек, будучи образом и подобием Божиим, «истлел преступлением», нарушением заповеди Божией отпал от полноты жизни, от Божественного общения, которое имел в первозданном состоянии, и с этого времени человеческая природа нуждается во врачевании.

С момента Рождества Христова весь мир в духовном отношении как бы воссоздается. По словам святителя Илариона (Троицкого): «Сын Божий самим Своим единением и объединением с человеческим естеством (в воплощении) Богосоделал перстного». Не случайно первая паремия навечерия Рождества Христова напоминает нам о первых днях творения: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою… (Быт. 1: 1–13).

В Рождестве происходит духовное воссоздание мироздания. Во тьме греховной светает, восходит заря освобождения от рабства греху, проклятию и смерти, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа (2 Кор. 4: 6).

Тропарь праздника выражает эту мысль следующими словами: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания…  Уже первые люди, Адам и Ева, будучи изгнаны из рая, получили обетование Божие: И сказал Господь Бог змию: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми… И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3: 14–15).

Святые отцы называют эти слова Первоевангелием, так как в них, впервые в Ветхом Завете, прикровенно говорится о грядущем Спасителе (от семени Жены), который поразит змея в голову, то есть уничтожит грех, ставший причиной бедственного положения человека, но Сам претерпит страдания (жалить в пяту).

Божественный промысел на протяжении многих тысячелетий вел человечество к осуществлению тех обетований, которые даны были роду человеческому через пророков и праведников и стали внутренней основой духовной жизни человека.  Ветхий Завет содержит сотни пророчеств о Христе, а в некоторых из них непосредственно говорится о Его рождении.

Одно из первых пророчеств о Рождестве Христовом принадлежит пророку Валааму. Будучи язычником по происхождению, он пользовался большим авторитетом среди языческих племен, враждовавших с Израилем. Однако его пророчества предрекали не только будущее величие Израильского царства, но и что-то гораздо большее: Говорит Валаам, муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего... Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 23: 21–23, 24: 15–17).

В святоотеческом толковании эти слова понимаются как относящиеся к рождению Христа Спасителя. Удивительные пророческие слова принадлежат также пророку Исаие: …се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7: 14).

Слово «дева» обозначено в еврейском тексте как «альма», семьдесят толковников перевели его на греческий язык как «παρθένος», то есть «дева», что подтверждает именно такое понимание этого места ветхозаветной Церковью. Имя Эммануил означает «с нами Бог» и прикровенно указывает на тайну ипостасного соединения Божественного и человеческого естества.

Есть и другие свидетельства пророка Исаии о рождении Мессии: Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9: 6). Пророк Исаия прямо указывает, что Господь Иисус Христос и Его Пречистая Матерь произойдут из рода Давидова, от корня Иессеева: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11: 1–2).

Также на происхождение Спасителя из рода царя Давида указывает и пророк Иеремия: Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле (Иер. 23: 5).

Патриарх Иаков предсказал время пришествия Мессии: И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни… Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49: 1, 10).

Христос действительно родился при царе Ироде, который был первым царем-иноплеменником, идумеянином.

А в VIII веке до Рождества Христова пророк Михей назвал место рождения Спасителя: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5: 2).

Все ветхозаветные пророчества в точности исполнились во Христе, потому что и сам Ветхий Завет, по свидетельству апостола Павла, был детоводителем ко Христу (Гал. 3: 24).

Богослужебные тексты праздника Рождества Христова, составленные выдающимися церковными писателями и песнотворцами, имеют глубокое богословское содержание и раскрывают нам сокровенные тайны Боговоплощения. Сущность происходящего события хорошо выражена в одной из стихир на Великой вечерне праздника: Придите, возрадуемся о Господе, изъясняя нынешнее таинство: разделявшая нас с Богом стена разрушена, пламенный меч обращается вспять и херувимы отступают от древа жизни и я приобщаюсь к блаженствам рая, из которого был изгнан за ослушание…

Начальные строки этого песнопения повторяют пророческие слова псалмопевца Давида: Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего (Пс. 94: 1).

По мнению автора богослужебного текста, святителя Германа, они выражают пророческую мысль, предрекающую поклонение Рожденному Спасителю мира. Дальнейшая часть фразы — изъясняя нынешнее таинство — призывает возвестить совершившийся факт, что таинство стало действительностью, таинственные пророчества, исполнения которых ждали на протяжении тысячелетий, стали реальностью.

Суть таинства выражается в следующих словах: разделявшая нас с Богом стена разрушена — это ссылка на апостола Павла (Еф. 2: 14).

По мнению толкователей, это стена вражды и греха, которую люди не могли преодолеть своими силами. Пламенный меч обращается — фраза, которая неоднократно повторяется в различных богослужебных текстах. В чем же заключается ее смысл? Из библейского текста мы знаем, что это «пламенное оружие» грозного херувима, который был поставлен охранять вход в райский сад: И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3: 24).

Что же происходит с этим оружием? Оно обращается, отступает пламенный меч херувима, преграждавшего дорогу в рай.

И я приобщаюсь к блаженствам рая, из которого был изгнан за ослушание, — происходит спасительное изменение в положении человека.

В Рождестве Христовом преодолевается пропасть между Богом и человеком, явившаяся следствием греха. Человек обретает причастие Божественной благодати. Рай становится реальностью, которая уже присутствует в жизни христиан. Бог становится Человеком, чтобы человек мог стать богом.