186650 1

25 ноября 2018 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, позднюю Божественную Литургию возглавил настоятель храма протоиерей Георгий Бреев. Батюшке сослужил протоиерей Сергий Тишкун, клирик нашего храма.

В этот день Церковь чтит память святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. За богослужением читался отрывок из Евангелия от Луки (глава 10), притча о добром Самарянине. В притчах Иисуса – мудрость Господа, которую он даёт человеку не открыто, а призывает думать, рассуждать и видеть смысл, заложенный в них. Притча о милосердном Самарянине – призыв к подражанию? Несомненно, но это и приглашение к размышлению о смысле жизни, о её перипетиях. Перед причастием с назидательным словом к молящимся обратился о. Сергий, который раскрыл весьма поучительное святоотеческое толкование этой притчи.

«Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! С воскресным днём, дорогие братья и сестры! Сегодняшнее воскресное евангельское чтение предлагает нам очень известную притчу Господа нашего Иисуса Христа о милосердном Самарянине.

Попробуем посмотреть на неё через призму всей библейской истории, как на краткое Евангелие, сокращённое Евангелие в Евангелии. Что я имею ввиду? Смотрите: Человек идёт из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим - это здесь, конечно же, понятие образное, это не столица государства Израиль, это место, где живёт человек с Богом, и человеку там хорошо. Он нисходит из Иерусалима, потому что в еврейском языке нет понятия - идти из Иерусалима. Есть понятие - нисходить и восходить в Иерусалим, потому что (город) Иерусалим находится на возвышении, на холме, и это символ Небесного Царствия, куда восходит человек. Иерихон же, напротив, это место греха. Помните, когда Господь выводил израильтян из Египта, то по дороге они встречали очень много препятствий, и одно из очень серьёзных препятствий был город Иерихон, который невозможно было бы победить, если бы не Господь. И что Господь повелел? Господь повелел, чтобы священники семь раз обошли стены этого города, и семь раз трубили в трубы. И эти трубы были символом гласа Господня, силы Божьей, которая победила не мышцею, не какими-то орудиями особенными, а сами стены этого города, этой твердыни греха, рухнули. Итак, Иерусалим - это символ благодати, символ Небесного Царствия, а Иерихон - это символ греха.

Человек идёт из Иерусалима. Нисходит из Иерусалима в Иерихон. Кто же этот человек? Это, братья и сестры, Адам. Адам, который потерял Рай. Он ушёл из Рая, и по дороге его побили, почти до смерти, побили разбойники. Разбойники - это нечистые, лукавые духи, которые побили несчастного человека - несчастного Адама. Адам символизирует собой всю человеческую природу, которая бита грехом. Адам, который несчастен, который только не погиб, благодаря Богу. Преподобный Серафим Саровский говорит, что если бы Господь оставил человека, то тогда дьявол одним только своим ногтем перевернул бы весь Мир. Но Господь позволяет бить и беспокоить человека, оказывается в итоге, для нашей с вами пользы. Но Господь не позволяет дьяволу убить человека смертью.

И вот идёт человек из Иерусалима в Иерихон, в пути на него напали разбойники, избив его, отобрали все вещи и убежали, оставив лежать на земле. Лежит человек, еле жив, и тут приходит к нему Самарянин.  Самарянин - это Кто? – Это Иисус Христос, Который подходит к этому несчастному, побитому человеку. Проходят мимо священники - грамотеи, проходят фарисеи, мытари, иудеи и другие люди проходят, но замечает этого несчастного человека - Адама, побитого грехом и дьяволом, замечает его Христос. И Христос все делает для человека, который при хорошем стечении обстоятельств, при нормальной жизни, может быть, и не заметил бы Его. А тут он лежит, еле дышит, и подходит к нему только Самарянин - Христос. Но человек не хочет узнать в Нем Христа: ему кажется, что это самарянин, который был ненавистен для иудеев, потому что самаряне и иудеи враждовали.

И до сегодняшнего дня, братья и сестры, для кого-то Христос - просто фантазия, для кого-то Христос - это простой Учитель и Мудрец, наподобие Конфуция, для кого-то Он - нарушитель закона, как для иудеев, и лишь только для небольшого количества людей Он – Христос, Сын Бога Живаго, как исповедовал Его Апостол Пётр. Перевязывает раны человеку Самарянин, этот Добрый – Христос, и сажает его (человека) на Своего осла.

В толковании Священного Писания некоторые говорят, что здесь тоже тайное значение имеет этот ослёнок, на которого посадил Самарянин несчастного человека, это плоть Христова. Христос взял на Себя все страдания Мира, Он пережил все страдания Мира, все, кроме греха. Все немощи человеческие принял на Себя Христос, за исключением одного лишь, только греха. И везёт Самарянин этого несчастного человека в гостиницу. Что такое гостиница? - Это, братья и сестры, Церковь! Перевязывает, помогает этому несчастному человеку в Гостинице и даёт гостиннику две монеты. Две монеты - это Ветхий и Новый Завет. И оставляет этого человека на попечение гостинника. Кто гостинник? - Это епископы, это, вообще, духовенство, это учителя, врачи, да и всякий человек, кто трудится, помогает (другому) человеку исцеляться, учиться, вразумляться, превозрастать в мудрости - это есть все гостинники. И Господь даёт гостинникам, то есть нам (священникам), даёт две монеты - два Завета, Ветхий и Новый.

И заповедует нам заботиться о несчастном человеке – грешнике, побитом дьяволом. Сам же отходит, но обещает вернуться, говорит: "Я, когда вернусь, все воздам тебе". То есть Господь опять придёт в этот Мир. И прежде всего куда Он придёт? - В Гостиницу - Свою Церковь, где воздаст всем тем, кто потрудился ради израненного, несчастного человека.

Действительно, братья и сестры, человек никому не нужен, кроме Одного Господа Иисуса Христа! Тем более человек страдающий. Это знает каждый священник, слушая ваши исповеди. Человека забывают очень быстро. Забудут нас через неделю, а, может быть, и через день. Малого не видят уже сегодня, а великого забудут завтра! И никому не нужен человек, только Господу нашему Иисусу Христу!  Итак, братья и сестры, как видим, это притча удивительная – это сокровенное, маленькое Евангелие, кратко изложенное в этой притче. Человек потерял Рай, человек потерял Небесный Иерусалим. На пути своей жизни он был бит дьяволом и не один раз, даже до смерти, но приходит Добрый Самарянин - Христос, чтобы спасти этого человека. Но до сегодняшнего дня для многих Христос остаётся не узнан, остаётся просто лишь Самарянином. Конечно же, в этой притче есть и практическая сторона, все мы её знаем, только воплотить её в нашей жизни очень нелегко.

Если ты видишь страдающего человека, то не смотри на цвет его лица, не смотри на разрез его глаз, не смотри на его национальность, потому что страдающий человек перестаёт быть русским, украинцем, эфиопом, американцем - это друг твой! Но, чтобы жить так, нужно, наверное, прожить всю жизнь, чтобы научиться видеть в страждущем человеке Христа, Который просит тебя о помощи! Как этот несчастный человек, который побит был разбойниками. В этом и практическое значение сегодняшней притчи.

Если, ещё раз повторяю, видим мы страдающего человека, то не нужно спрашивать - в какого Бога он верует, какая у него национальность и где он живёт? Это Христос, и у тебя есть шанс помочь Страдающему Христу! Вот такую притчу сегодня предлагает нам Господь наш Иисус Христос, чтобы мы, возрастая духовно, научились, наконец-то, приносить благие и добрые плоды в своей жизни! Аминь.»