Проповедь прот. Георгия Бреева в Неделю святых жен-мироносиц, 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Мы продолжаем прославлять великий праздник Пасхи Господней, Воскресение Христово. И непременно обращаем внимание, что предметом церковного торжества, радости глубокой тех, кто непосредственно был участниками тех самых неизъяснимых дней, равных, подобных которым нет и никогда не было от сотворения мира, были, конечно, дни, последующие за страданиями Господа и Спасителя, когда Он, как Агнец Божий, отдал свою жизнь за избавление человеческого рода от пленения греховного и воскрес, явив славу Своего всемогущества Божественного. И естественно, как хорошо сказал Иоанн Златоуст в одном из своих слов, полемизируя с философами языческими, у нас одна Пасха по своему продолжению превосходит всех ваши празднества годового цикла, потому что сорок дней празднуется Пасха.

В эти дни священные, братья и сестры, мы, вспоминая эти события и прославляя их, не можем не вспомнить, не можем не отдать должной чести духовными и сердечными молитвами, прославляя тех, кто имел в эти великие дни единение с Господом и Спасителем, и это является для нас христианской необходимостью. Третий воскресный день после Пасхи посвящён прославлению тех, кто послужил в последние дни Господу и Спасителю – это жены мироносицы, праведный Иосиф Аримафейский, праведный Никодим, те кто в самые дни серьезных испытаний и веры, и приверженности ко Христу сохранили твердость своих убеждений, сердечно выразили свою любовь ко Господу и Спасителю, и сегодня мы их прославляем.

Жены-мироносицы, кто они такие? Конечно, во главе жен-мироносиц стояла Сама Пречистая Богородица Пресвятая Дева Мария. В лике жен Она не только во дни страданий Господа, но и с первого дня Рождества Христова была сосредоточием Его внимания. И это чем-то перекликается с шествием волхвов во дни Рождества Христова и поклонением их Рождшемуся Спасителю. И если мы вспомним шествие жен мироносиц – они несли не золото, ни ливан, а несли миро Спасителю, Который уже на кресте умер, отдал Свою жизнь. Они несли его рано утром, еще только, может быть, появились первые признаки пробуждающегося дня, однако они устремились ко Гробу Господню. Они были и у Креста Господня, ибо сказано, одни из жен стояли и видели, как снимали тело Христа.  

А праведный Иосиф испросил у Пилата разрешение снять Спасителя с Креста. Это были дни особые, и на следующий день запрещались какие-то особые действия. Однако мы видим, Пилат удивился. Удивился чему? Неужели уже так быстро Он умер, ведь прошло лишь всего 3-4 часа после распятия, как Господь и Спаситель почил на кресте, как Он Сам изрек: «Отче прими Дух мой». И  совершилось величайшее Божественное Таинство от начала человеческого рода. Вот мы видим, праведный Иосиф, будучи член синедриона, тайный советник, приходит к Пилату и дерзновенно просит тела Господа. Как сказано, он дерзает, то есть он понимает, на что он идет, какова может быть реакция Понтийского Пилата – наместника императора. Как он это посчитает, за дерзость или за поиск новой возможности народ возмутить? А как к этому отнесется синедрион? Ведь уже он суд свой произнес над Христом. И в качестве кого, как на него теперь будет смотреть? Как на пособника и возобновителя тех народных движений, которые были связаны со Христом. Поэтому он шел, понимая, на что он идет. Но, скорее всего, не столь он сам, как сила Божественная двигала им, подвигала его.

Если мы вспомним пророчества пророка Исайи, который говорил еще за 600 лет до Рождества Христова о страданиях Христа, что наказания мира нашего будут на Нем и язвами Его все исцелились и что Он вменится со беззаконными. А в то же время, кто такой беззаконный? Это тот, кто должен претерпеть смерть позорную, но и никакого места погребения не должно ему достаться. Так оно и было: тех, кто умирал на кресте, обычно не хоронили, так и оставляли на кресте. Вот разбойники распятые так и остались на кресте. И по закону так и было: они должны были умереть и не должны были быть преданы земле и погребению. Птицы небесные хищные должны были растерзать их умершие тела. И вот так, по законам, которые существовали, должно было произойти со Спасителем.

Однако, мы видим совершенно другое, как говорит пророк Исайя, что Он вменится со беззаконными, но место Его погребения будет с богатыми, то есть с людьми славными, и здесь есть видимое противоречие – такова воля Божия. Что человеческая воля? Что человеческие замыслы и  советы? Сказано в Псалме, что Бог отвергает советы нечестивые. Мы видим, братья и сестры, что совершается то, что совершенно было неожиданно. Быстро состоялся суд, потому что была близка Пасха, быстро поставили Ему Распятие, и Он так же умер совершенно неожиданно. Когда пришли воины, когда оповестили Пилата, что Христос умер, Пилат не верил этому. И в уверение, для того чтобы к нему никаких не было претензий, он говорит – вот ведь воины, берите воинов, и пусть они перебьют Ему голени. Это было принято, когда преступнику, который предавался распятию на кресте, если в силу каких-то обстоятельств он не умирал своей смертью, то для того, чтобы он все-таки умер на кресте, ему перебивали голени. Но Христу не перебили голени Его, это тоже говорится в древних пророчествах, что кость Его не будет сокрушена.

Вот все это, братья и сестры, вспоминая, мы видим, какие это были не простые часы и дни. Это было время особых глубоких и неизреченных событий. Вот в это время, в этой атмосфере особенно рельефно выступают, и в этом можно убедиться, жены мироносицы, которые, вспомним их занятия, их следование за Христом, всегда стояли где-то в тени. Народ всегда требовал от Христа того, чего он хотел. Больные просили исцеление болезней, бесноватые, – чтобы демоны оставили их, родственники умерших просили за своих умерших, чтобы Он воскресил их, как сотник приходил ко Христу. Но жены мироносицы ничего не требовали от Христа, они были верными последователями, более того, они служили Ему. Не заметно, верно, с сердцем любящим, чутким сердцем были недалеко, близ стояли, но стояли как бы в тени. Ненавязчиво, не отягчали Христа как народ, как мы читаем в Евангелии. Так говорили и апостолы, и окружающие люди: «Посмотри какая масса людей и как можно Тебя увидеть, или услышать, или приблизится к Тебе?» Однако жены-мироносицы всегда были близ, и более того, они знали, в какой час и в какую минуту нужно прийти Спасителю на помощь и оказать существенную помощь и такую не отягчающую, а наоборот помогающую. Они, как подчеркнуто даже, кто был из них побогаче, имением своим служили Христу.

Вот, братья и сестры, мы видим это шествие жен в ночи. Оно действительно очаровывает нас, и мы замираем, потому что первые лучи солнца, идут эти жены, растворяют миро, которое несут к погребению умастить умершее тело Христа своими слезами, идут и мысль их страшит: «А что же мы идем, а вот впереди ждет нас камень огромный, который привалили воины ко Гробу Христову. Мы немощны, разве мы сможем сдвинуть его всеми своими силами?» Конечно, это выше сил. Однако не этим они руководствовались. Страх, как всегда бывает, сопутствует нам, как только человек задумал осуществить хорошее дело, тут же начинается страхование, проявление неуверенности. Так вот они переборов этот страх, шли ко Гробу Спасителя. Когда они подошли ко Гробу, увидели камень отвален, когда они приникли во гроб и вошли в него, то явился им светоносный Ангел и сказал: «Что вы ищете живого с мертвыми? Его нет, Он воскрес! Идите, возвестите апостолам и проповедуйте, что Христос Воскрес!» А в начале, сказано, они от ужаса и страха оцепенели, они даже не могли в этом состоянии пойти и возвестить апостолам, но прошло какое-то оцепенение, и они возрадовались, осознав, что произошло, а ведь они тоже не могли не слышать о том, что Христос говорит: «Я в третий день восстану из Гроба».

И вот мы видим, братья и сестры, они пришли к апостолам, но апостолы принимают их слова свидетельства с осторожностью, недоверчивостью. Вот один идёт апостол, вот второй, тянутся, чтобы увидеть, действительно увидеть: Гроб пустой, пелены – отдельно, плащаница лежит отдельно. Они дивились в себе, и в то же время как Иоанн Богослов увидел, и сразу же уверовал. Но еще нужно было явиться Воскресшему Христу другим, чтобы убедить их и показать им язвы на воскресшем теле и указать, что тело Его – воистину то, которое Он воспринял от Пречистой Девы Марии, только Оно воскресшее.

Вот мы видим, братья и сестры, как сегодняшний день для нас многозначителен. Он открывает нам необыкновенную стезю, которая, наверное, всегда была обозначена в Священном Писании от первого человека. Возьмите наши псалмы, в них отмечаются два пути – путь праведника, путь беззаконника. И мы видим, что жены-мироносицы открыли для нас путь следования за Христом.  Не такой путь шествования, как если я верующий христианин, то я должен своими естественными силами побеждать врагов своих. Нет, они показали путь совершенного служения Христу. Они не себе внимали, они внимали то, что нужно было. А вот это очень важный принцип, потому что всегда на первом месте у нас свои заботы, свои попечения, свои эмоции, свои какие-то планы. Поэтому когда мы спросим иногда: «Боже мой, как я мало делаю для тебя? Сколькой милостью Ты меня одаряешь? Какой благодатью Ты меня, Господи, укрепляешь и даешь мне изобильно все это?» Но в то же время совесть моя отвечает: «Что я делаю для Тебя? Какую маленькую долю прошу, чтобы принял Ты?»

Вот, братья и сестры, мы видим путь праведного Иосифа, праведного Никодима, они действительно были верными учениками, которые от сердца, от просвещенного ума явлением Спасителя поняли, что нет ничего более драгоценного и нет ничего того, что можно было бы сравнить, даже приблизиться к тому, что явил Бог в Единородном Своем Сыне. И это дало им возможность верить и в нужную минуту послужить. Несмотря на качества положительные и отрицательные, но Богу время, – и я должен Ему служить. И жены-мироносицы так же подвигают нас к Богу с таким, с одной стороны, по человечески немощным, беспомощным, а с другой стороны – цельным духом крепких верою и живущих любовию ко Господу. Вот это действительно является образом верных последовательниц Спасителю и Богу нашему Иисусу Христу.

Мы знаем, братья и сестры, ведь если открывать страницы истории жизни церковной, было время, периоды, когда говорили в советское время, что женщина унижена, что она не имеет равенства с мужчиной в Церкви, другие сочинялись небылицы, но в то же время мы видим, как женщина возвышенна и в лике Своей Пречистой Божией Матери, и в лике святых жен-мироносиц, что они стали для апостолов апостолами. Они первые сподобились такого откровения, этой высочайшей тайны, которую, естественно, никогда не мог человек и помыслить, что такое возможно, – так Господь их возвысил. И в то же время, это сокровенное. Как хорошо апостол Петр говорит, что красота женщин не в одеянии, ни в блеске колец, бриллиантов, а в сокровенности духа, сердца,  которую обозревает Бог: «Вся слава дщере Царевы внутрь», как хорошо говорит псалом 44. Вот эта слава доподлинно становится достоинством православной женщины. Можно её увидеть и должно её стяжать.

Мы знаем, лик жен-мироносиц не только послужил при земной жизни Господа и Спасителя в Его Страдании и Воскресении. Он прошел потом по многим странам, жены-мироносицы шли и благовествовали Христа. Мария Магдалина даже к императору Тиверию явилась. Обычай крашения яиц пошёл от того, что Мария Магдалина предстала перед императором Тиверием, принесла ему яйцо и говорит: «Христос Воскресе!» Мы видим и многое другое, о чем говорит нам образ святых жен-мироносиц. Сама наша история очень много знает примеров верности наших православных женщин, которые отстаивали храмы, монастыри, которые представали перед правителями высокого ранга, не боясь, не стыдясь и исповедуя свою веру, и в тоже время мужественно защищая Церковь Христову. Так было в наши недалекие времена, когда атеизм господствовал. Мы тоже благодарны всегда этим женщинам.

Сегодняшний день, и я давно уже об этом говорю, есть международный женский день, а я назвал бы христианским днем женщин день почитания и прославления святых жен-мироносиц. Поэтому я всех вас поздравляю с днём вашего ангела, не только тех, кто носит имена Мария и Иоанна, но и всех наших женщин православных. Они сегодня сопричастны этому празднику, которому уделяет день Слово Божие, Священное Писание. Ведь не житие передаёт нам дух святых жен-мироносиц, а передает нам Святое Евангелие, а что может выше этого быть? Дай Господь нам в сердце всегда хранить эти прекрасные образы, которые нас подвигали бы к подлинной жизни во Христе.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!